Автомобильный навигатор для очень многих автомобилистов является практически незаменимой вещью, без которой они вряд ли решатся пускаться в путь по незнакомой дороге. В самом деле, он порой способен оказать действительно большую помощь в поездке. Однако даже многие самые ярые его приверженцы могут не знать некоторых любопытных фактов, касающихся именно истории его создания и развития.
Это любопытно узнать.
Само собой, прообразом автонавигатора явились самые обычные бумажные карты. Примечательно, что были попытки производителей создать навигатор для автомобиля действительно на бумажных картах. Изобретение относится к 1920 году. Суть работы их заключалась в том, что в небольшую коробку заправлялся бумажный рулон с картой, затем та вытягивалась путешественником вручную, ну а специальная неподвижная отметка на карте показывала текущее место положения автомобиля.
Много ли было прока от подобного рода устройства – судить тогдашним владельцам таких навигаторов. Но были примечательны попытки воссоздать такой же принцип и в ручных навигаторах. Только вместо коробки использовалась оправа от наручных часов. Ну а карта перемещалась по-прежнему вручную и имела очень небольшие размеры.
-
В 1930 году были выпущены подобного рода карты, но уже с автоматическим прокручиванием. Причем, скорость прокручивания напрямую зависела от того, с какой именно скоростью перемещается автомобиль.
-
Можно сказать, что следующим витком в развитии автомобильных навигаторов стал 1966 год, когда небезызвестная General Motors предложила устройство под названием Driver Aid Information and Routing. Это был не только навигатор, но многофункциональная система, которая могла брать на себя многие функции, чтобы водитель мог не отвлекаться от собственно вождения и от дороги.
-
К примеру, в числе возможностей данного устройства значился автоматический набор номера аварийной службы по радиотелефону, вызов службы справки. Носителями информации в Driver Aid Information and Routing выступали перфокарты. В них содержалась всевозможная полезная информация. К примеру, о том, какой скоростной режим должен быть соблюден на том или ином участке дороги, какие заведения располагаются неподалеку, и т.д.
Возможно, что кому-то сегодня такие попытки сделать автонавигатор, кажутся смешными и даже нелепыми, но не нужно забывать, что и без таких устройств никогда бы не появилось на свет ни одного современного компьютеризованного навигатора.
Переломный год в индустрии производства устройств
Переломным для автомобильных навигаторов годом можно считать 1974-й. Именно тогда сама идея спутниковой навигации была, наконец-то, реализована на практике. В Соединенных Штатах был запущен самый первый спутник, который предназначался для реализации GPS системы. Кстати, последний, 24-й по счету из той программы, запустили спустя 20 лет.
А вот еще факт: сегодня GPS-навигацию обеспечивает 32 спутника.
Советский Союз – хоть и с опозданием – но все-таки не пожелал остаться в стороне. Собственную систему спутникового позиционирования в СССР стали разрабатывать в 1976-ом году. Однако лишь в 1984-ом был запущен первый из также 24-х спутников. Система стала носить название – ГЛОНАСС.
Первые GPS-приемники, которые представляли собой действительно рабочие образцы, были предназначены для американских вооруженных сил. Они представляли собой громоздкое 122-килограммовое оборудование в большом железном ящике с приборами, оснащенное двумя креслами и собственными шасси.
Возможно, что для гражданских целей GPS так бы никогда и не стал использоваться, однако решение об этом приняли после того, как случайно был сбит пролетающий над Советским Союзом заблудившийся гражданский пассажирский самолет от компании Korean Airline.
Конечно, это далеко не все, что можно поведать об автомобильном навигаторе. Впрочем, и история этого устройства далека от завершения. Так что в том, что коллекция занятных фактов еще пополнится новыми, сомневаться не приходится.